«Я научу вас говорить», — популярный слоган 90-х снова актуален! Вы должны уметь не только увлечь собеседника своим выступлением, но и добиться положительного результата в свою пользу в любых переговорах. Именно так действуют лидеры мнений — успешные бизнесмены, политики, эксперты по личностному росту. Модный речевой тренер Ксения Телешова рассказала о том, как говорят победители по жизни.
Вначале давайте определимся, что такое речевой модуль. Речевой модуль — это набор устойчивых выражений, которые нужны человеку в определенных коммуникативных ситуациях.
Публичное выступление: представьтесь, пожалуйста!
Речевой модуль, который должен быть готов у каждого, — это самопрезентация. Вы должны уметь рассказать о себе таким образом, чтобы люди сразу захотели иметь с вами дело.
Самопрезентация состоит из трех разных модулей, которые нужно использовать в зависимости от конкретного случая. Эти речевые модули должны всегда быть у вас наготове.
- Первый — самый короткий — 15-секундный. Это профиль — мини-визитка, в которой вы называете имя, фамилию, сферу ваших профессиональных интересов и коротко обозначаете, чем вы полезны и интересны собеседнику.
- Второй профиль — уже более развернутый, он пригодится вам для публичных выступлений, интервью и прямых эфиров. Здесь на самопрезентацию выделяется 30-40 секунд. В рамках этого модуля вы презентуете себя как личность, эксперта с профессиональной точки зрения. Включите в рассказ информацию о своих профессиональных достижениях, расскажите о компетенциях и роде занятий. Можно упомянуть награды и опыт работы. Главное говорить четко, понятно, интересно; построить модуль нужно таким образом, чтобы отвечать запросам аудитории.
- Третий модуль — это визитка, которая пригодится в неформальной ситуации. Например, вы отправились на конференцию, встречу экспертов, тренинг личностного роста и вам нужно рассказать о себе просто как о человеке, не делая сильного акцента на профессиональной деятельности. В этот модуль можно добавить информацию о вашем семейном статусе и ваших увлечениях.
Начало у всех модулей всегда остается одинаковым, вы просто его дополняете деталями. Мой совет, самопрезентация должна быть заранее прописана и отрепетирована. Лучше тренироваться перед камерой — на видеосъемке вы увидите все огрехи, которые нужно будет исправить, а также заметите свои плюсы.
Огромное значение имеет подача информации, поэтому уделяйте внимание мимике, жестам, тембру голоса, интонации.
Переговоры: шаблоны и репетиции
Речевой модуль также может быть прописан для различных переговоров.
Составляя подобный речевой модуль, постарайтесь ответить на четыре главных вопроса:
- Какую главную мысль я доношу и что я хочу получить?
- Какую цель я преследую, и какие выгоды, получит человек, который сейчас является моим партнером?
- Каков портрет клиента? Составьте его для того, чтобы наилучшим образом подготовить свою презентацию.
- Какой сценарий переговоров? Их (сценариев) может быть, как минимум три: оптимистичный, нейтральный и пессимистичный. Вы должны заранее проработать и продумать свое поведение в случае каждого из них.
В речевом шаблоне пропишите все вопросы, которые вы будете задавать (не обязательно ограничивать себя названными пятью), пропишите и стратегии, как вы будете себя вести при различных исходах вашего диалога.
Кроме того, обязательно распишите свои аргументы, с помощью которых вы будете убеждать собеседника. Отработайте типичные возражения, с которыми вы периодически сталкиваетесь.
Если переговоры ведете не вы, а ваши сотрудники, лучше не прописывать речевые модули «от» и «до». Иначе они не смогут презентовать ваш текст, как собственный.
Они должны самостоятельно формулировать предложения, возможно, с вашей или другого наставника помощью, но тем не менее, это должны быть личные слова и мысли, лексические конструкции, потому что иначе будет считываться фальш.
Неформальные встречи: пойти ва-банк!
Если вы часто посещаете светские мероприятия, важно иметь «банк тем» для разговора. Выберите для себя 5 ключевых тем и подготовьтесь по ним. Например, если вы знаете, что встреча состоится на футбольном или теннисном поле, а вы не очень разбираетесь в этой игре, лучше заранее подготовиться: немного узнать о месте, виде спорта; узнать, какие проводятся чемпионы и кто становился победителем в последние годы. Кроме того, лучше подготовить речевой модуль, который связан с вашим отношением к спорту: чем занимаетесь вы, что у вас получается, что нравится и не нравится.
Воспользуйтесь международным классификатором интересов людей, его легко можно найти в интернете. В него входят базовые темы, которые всегда являются актуальными. Сюда мы можем отнести новости, вопросы здоровья, вопросы, связанные с вашей профессией.
Лидеры всегда копят интересные факты, цитаты, шутки, связанные с теми темами, по которым им предстоит выступать. Опять же скажу: обязательно оставляйте место импровизации, потому что, если вы будете шпарить по шпаргалке, — это будет заметно.
Еще 10 лет назад речевые модули были на пике популярности. Спичрайтеры прописывали текст «от и до» и просили спикеров заучивать их наизусть или выразительно читать. Сейчас, если мы говорим о политике, то в 80% случаев эта практика остается, но, вот в бизнесе, такая тактика уже не работает: лидеры мнений стремятся выступать «от сердца», не подглядывать в бумажку и не читать чужой текст.