Речевые модули, которые должны быть в арсенале успешного человека

Речевые модули, которые должны быть в арсенале успешного человека

«Я научу вас говорить», — популярный слоган 90-х снова актуален! Вы должны уметь не только увлечь собеседника своим выступлением, но и добиться положительного результата в свою пользу в любых переговорах. Именно так действуют лидеры мнений — успешные бизнесмены, политики, эксперты по личностному росту. Модный речевой тренер Ксения Телешова рассказала о том, как говорят победители по жизни.

Вначале давайте определимся, что такое речевой модуль. Речевой модуль — это набор устойчивых выражений, которые нужны человеку в определенных коммуникативных ситуациях.

Публичное выступление: представьтесь, пожалуйста!

Речевой модуль, который должен быть готов у каждого, — это самопрезентация. Вы должны уметь рассказать о себе таким образом, чтобы люди сразу захотели иметь с вами дело.

Самопрезентация состоит из трех разных модулей, которые нужно использовать в зависимости от конкретного случая.  Эти речевые модули должны всегда быть у вас наготове.

  • Первый — самый короткий — 15-секундный. Это профиль — мини-визитка, в которой вы называете имя, фамилию, сферу ваших профессиональных интересов и коротко обозначаете, чем вы полезны и интересны собеседнику.
  • Второй профиль — уже более развернутый, он пригодится вам для публичных выступлений, интервью и прямых эфиров. Здесь на самопрезентацию выделяется 30-40 секунд. В рамках этого модуля вы презентуете себя как личность, эксперта с профессиональной точки зрения. Включите в рассказ информацию о своих профессиональных достижениях, расскажите о компетенциях и роде занятий. Можно упомянуть награды и опыт работы. Главное говорить четко, понятно, интересно; построить модуль нужно таким образом, чтобы отвечать запросам аудитории.
  • Третий модуль — это визитка, которая пригодится в неформальной ситуации. Например, вы отправились на конференцию, встречу экспертов, тренинг личностного роста и вам нужно рассказать о себе просто как о человеке, не делая сильного акцента на профессиональной деятельности. В этот модуль можно добавить информацию о вашем семейном статусе и ваших увлечениях.

Начало у всех модулей всегда остается одинаковым, вы просто его дополняете деталями. Мой совет, самопрезентация должна быть заранее прописана и отрепетирована.  Лучше тренироваться перед камерой — на видеосъемке вы увидите все огрехи, которые нужно будет исправить, а также заметите свои плюсы.

Огромное значение имеет подача информации, поэтому уделяйте внимание мимике, жестам, тембру голоса, интонации.

Переговоры: шаблоны и репетиции

Речевой модуль также может быть прописан для различных переговоров.

Составляя подобный речевой модуль, постарайтесь ответить на четыре главных вопроса:

  1. Какую главную мысль я доношу и что я хочу получить?
  2. Какую цель я преследую, и какие выгоды, получит человек, который сейчас является моим партнером?
  3. Каков портрет клиента? Составьте его для того, чтобы наилучшим образом подготовить свою презентацию.
  4. Какой сценарий переговоров? Их (сценариев) может быть, как минимум три: оптимистичный, нейтральный и пессимистичный. Вы должны заранее проработать и продумать свое поведение в случае каждого из них.

В речевом шаблоне пропишите все вопросы, которые вы будете задавать (не обязательно ограничивать себя названными пятью), пропишите и стратегии, как вы будете себя вести при различных исходах вашего диалога. 

Кроме того, обязательно распишите свои аргументы, с помощью которых вы будете убеждать собеседника. Отработайте типичные возражения, с которыми вы периодически сталкиваетесь.

Если переговоры ведете не вы, а ваши сотрудники, лучше не прописывать речевые модули «от» и «до». Иначе они не смогут презентовать ваш текст, как собственный.

Они должны самостоятельно формулировать предложения, возможно, с вашей или другого наставника помощью, но тем не менее, это должны быть личные слова и мысли, лексические конструкции, потому что иначе будет считываться фальш.

Неформальные встречи: пойти ва-банк!

Если вы часто посещаете светские мероприятия, важно иметь «банк тем» для разговора. Выберите для себя 5 ключевых тем и подготовьтесь по ним. Например, если вы знаете, что встреча состоится на футбольном или теннисном поле, а вы не очень разбираетесь в этой игре, лучше заранее подготовиться: немного узнать о месте, виде спорта; узнать, какие проводятся чемпионы и кто становился победителем в последние годы. Кроме того, лучше подготовить речевой модуль, который связан с вашим отношением к спорту: чем занимаетесь вы, что у вас получается, что нравится и не нравится.

Воспользуйтесь международным классификатором интересов людей, его легко можно найти в интернете. В него входят базовые темы, которые всегда являются актуальными. Сюда мы можем отнести новости, вопросы здоровья, вопросы, связанные с вашей профессией.

Лидеры всегда копят интересные факты, цитаты, шутки, связанные с теми темами, по которым им предстоит выступать. Опять же скажу: обязательно оставляйте место импровизации, потому что, если вы будете шпарить по шпаргалке, — это будет заметно.

Еще 10 лет назад речевые модули были на пике популярности. Спичрайтеры прописывали текст «от и до» и просили спикеров заучивать их наизусть или выразительно читать. Сейчас, если мы говорим о политике, то в 80% случаев эта практика остается, но, вот в бизнесе, такая тактика уже не работает: лидеры мнений стремятся выступать «от сердца», не подглядывать в бумажку и не читать чужой текст.

«Я рекомендую иметь базовые речевые шаблоны, которые перечислены в этой статье, но, вместе с тем старайтесь выступать без подсказок и каждый раз готовить и прописывать текст самостоятельно».
Ксения Телешова, победительница премия «Женщина года-2021», коуч и автор женских тренингов.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Источник